Полезные материалы

В современной жизни воля формируется крайне слабо

Развитие воли Родителям
Лень, нежелание учиться, низкая ответственность детей… Да вы и сами видите все это вокруг себя. К чему перечислять беды. Надо искать причины и то, как можно устранить их.

Мы - объединение саморазвития «На пороге», выявили, что проблема в основном связана с тем, что за последние 30 - 35 лет ДЕТСТВО стало КАРДИНАЛЬНО ДРУГИМ!

Это новое детство порождает ряд преград, мешающих формированию воли и развитию самостоятельности.

Что не дает воле крепнуть?

Рассмотрим главную причину проблемы.
Как ни удивительно это звучит, но это – Прогресс.

Прогресс реально улучшает жизнь, делает ее комфортнее. Для всех. Для детей тоже.

Это хорошо, конечно. Но когда речь идет о детях и их развитии, надо бы видеть не только плюсы, но и минусы разных новшеств.
Из современного детства почти ушли трудности. ВНИМАНИЕ! Речь - о ЕСТЕСТВЕННЫХ трудностях. О таких, которые воспринимаются КАК ТО, ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ ВСЕХ. Вот, когда-то (лет 50 назад) мультик НАДО было ждать. Должен он был начаться в 13 часов. И все! Жди. Интернета и видеозаписей не было.
И дети сами собой учились терпению, учились ждать. Время показа зависело не от произвола родителей, это была данность для всех.

В чем особенность естественной трудности? Такая трудность не воспринимается болезненной проблемой, давлением, агрессией.... Она неприятна, но быстро становится привычной и уже НЕ ЗАМЕЧАЕТСЯ.
При этом у ребенка как бы сама собой развивается воля терпеть и ждать.

Искусственные трудности – те, что создаются взрослыми для детей. Они воспринимаются иначе. Дети прекрасно знают, что взрослые могут их отменять, уменьшать.
И это принципиально меняет восприятие искусственных трудностей.

Если на естественных трудностях у ребенка не возникли ростки воли, то ИСКУССТВЕННЫЕ трудности будут им восприниматься как ТО, ЧЕГО НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ ИЗБЕЖАТЬ (словчить, отложить).
Ибо воли нет, чтобы их соблюдать. Она в нужной мере НЕ сформировалась.

Так вот, в СОВРЕМЕННОМ ДЕТСТВЕ почти нет ЕСТЕСТВЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ, на которых ранее формировались БАЗОВЫЕ РОСТКИ, СТЕБЕЛЬКИ ВОЛИ.
Зашел ребенок утром умыться, вода показалась прохладной – тут же прибавил теплой.
Говорю не о том, что теплая вода - плохо.
Речь - о ПРИНЦИПЕ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА. Дети с самого раннего детства привыкают к тому, что ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ГОТОВ И ДАЖЕ ДОЛЖЕН ПОДСТРОИТЬСЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕПРИЯТНЫХ МОМЕНТОВ.
Понятно, что при таком принципе основное развитие получает способность находить способы обходить трудности, избегать их, А НЕ ВОЛЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ преодолевать трудности жизни.

Сейчас даже бабушки и дедушки не нужны, чтобы разлагать внуков. Кофемашина сама все сделает.
Подобных фактов – море. Действительно, утонуть можно:
  • интернет круглосуточно и везде, даже у малыша ночью под одеялом;
  • микроволновки, полуфабрикаты – захотел поесть, так сразу все приготовишь. А раньше ЖДАТЬ надо было!
  • мультики, фильмы, игры круглосуточно;
  • рефераты, курсовые - нужно? В интернете все можно найти. А сейчас уже ИИ мгновенно все сделает.

Добавим также, что из современного детства почти исчезли ДВОРОВЫЕ, НАСТОЯЩИЕ АКТИВНЫЕ ИГРЫ. По крайней мере, в городе. А в этих напряженных играх формировалось много важных качеств ребенка.
Там спокойно могли и стукнуть или словами жестко высказаться, чтобы не врал или не подводил других. А в интернете хоть всех злодеев победи, мораль не продвинется.
Нет дворовых игр, так нет и опыта реальных сложных общений, действий, нет планирования действий. НЕТ ВОЛИ И СИЛ РАЗМЫШЛЯТЬ!!!
А думать – это вовсе непростое дело. Попробуйте сами (только четко, по плану, а не как-то вдруг под настроение) раз в два - три дня что-то серьезное новое осмысливать минут по 15 – 20. Попробуйте и получите свой личный факт.

Это трудно! Думать о НОВОМ, непривычном, даже очень важном – например, о плане жизни на 5 лет вперед - трудно! А мы – взрослые. Что уж тогда о детях говорить.
Итак, современные комфортные и приспосабливающиеся к ребенку условия детства НЕ СОЗДАЮТ УСЛОВИЙ для формирования начальных, базовых основ воли!

Попробуйте представить идеал: кто-то из молодых людей сел, начал размышлять о своей будущей жизни, о том, что и как нужно делать, чтобы после школы или вуза он смог результативно начать свою взрослую жизнь.

Так он НЕ СМОЖЕТ сидеть и осмысливать будущее даже 5 – 10 минут.

Нужна воля. И чтобы размышлять. И чтобы не отвлекаться на приятные привычки поиграть, потусоваться, ютуб глянуть.

Воли в нужном объеме нет.

И что делать?

Родителям важно искать такие Дела, в которых будут появляться ЕСТЕСТВЕННЫЕ ТРУДНОСТИ.

Понятный всем пример – спортивные игры. Увлеченный спортивной игрой ребенок может даже не заметить, что получил ссадины или что весь мокрый от пота. Ибо он целиком был в игре, напрягал силы как мог. И даже больше. Напрягал себя – значит развивал и волю, и силу.
Поднимал планку посильных трудностей.

Или поход, в котором и устал, есть хочется, а идти до места назначения необходимо еще долго. И выбора нет. Группа движется вперед.

Это и есть ключевое в ЕСТЕСТВЕННЫХ ТРУДНОСТЯХ – в них нет легкого и доступного выбора схалтурить.

Идет игра в футбол, как подвести команду, друзей? Да и выиграть хочется. И напрягаешь силы. Играешь через не могу.

Поэтому, уважаемые родители, ищем вот такие Дела. Спорт, походы, игры спортивные. Не оберегаем детей от них, а наоборот поощряем и поддерживаем.

А напоследок знакомая всем ситуация:
«Так он, что: не понимает или не хочет?»

Итак, в свете того, что прояснили, давайте рассмотрим знакомую всем взрослым ситуацию: «Так он/она, что? НЕ понимает? Или НЕ хочет!».

Примечательно, что когда этот вопрос произносится, то родитель уже в сильно раздраженном состоянии и как бы заранее уже точно знает ответ – «Издевается! Все понимает, а не хочет! Будто это мне надо, а не ему - ей».
Разберем все пока мы в спокойном состоянии.

Когда родитель ясно видит, что ребенок не делает что-то, что абсолютно разумно и нужно САМОМУ РЕБЕНКУ. И, что важно, все это нужное вполне понимаемо «любому нормальному», ибо ЛОГИЧНО, то он начинает раздражаться, иногда даже очень сильно.

Ну как же ТАКОГО ПРОСТОГО дела не понять? Значит, … издевается, не хочет!!!!!!!!!!
А ребенок просто находится совсем в ином потоке жизни – в СВОЕМ ПРИВЫЧНОМ потоке желаний. Он поглощен иным. Ему страстно ХОЧЕТСЯ ЕГО дело.

Он попросту даже не вникает в «важные по мнению родителей слова».

А если уж быть точным, то у него НЕТ СИЛ вникать.
Отвлекающие желания сильнее его воли, которая так и не сформировалась в нужном объеме.

Обсуждали в школе, что скоро надо будет экзамены сдавать, выбирать путь взрослой жизни, и старшеклассник решил засесть за уроки, да и вообще, начать думать о будущем. Пришел он с этой идеей домой. Сел за стол. Посмотрел на комп. И… все, как всегда…
Будущее свалилось со стола на пол.
Итак, в ситуации, когда родитель восклицает, «Так что: не понимает или не хочет?». Оказывается: ребенок и не понимает – ибо в голове у него совсем иное.

И не хочет, ибо в нем бушуют совсем другие желания – ПРИЯТНЫЕ ПРИВЫЧНЫЕ ЖЕЛАНИЯ.

А если, вдруг, и уловит важность родительских советов, то не в силах будет организовать себя и выполнить их. Воли не хватит. Отвлекут привычные желания.

Чем и как можно помочь детям

Смотрите сайт, читайте статьи, создавайте чаты. А главное – старайтесь любить и понимать детей – им сейчас очень трудно. Им нужна ваша помощь. Начинайте вместе с ними серьезные развивающие дела.


*Детально тренировка воли раскрывается в нашей книге «Тренажер для «Я»

Книга доступна для заказа на Ozon
Книга «Тренажер для «Я», автор Максим Киктенко
Книга «Тренажер для «Я», автор Максим Киктенко
Для тех, кто хочет продвинуть волю надежно и с большей поддержкой, разработано мобильное приложение «Развитие воли»

Подробнее о приложении «Развитие воли»